Перейти к основному содержанию
База практик ревитализации Состояние языков России Задокументированность языков России

Рабочая встреча с этнопсихологом

16 марта у нас состоялась очередная очень интересная рабочая встреча. На этот раз о своей сфере деятельности рассказывала Ольга Сергеевна Павлова, заведующая кафедрой этнопсихологии и проблем поликультурного образования факультета «Социальная психология» МГППУ. Подробнее о нашей гостье можно почитать на ее личном портале.

Ольга Сергеевна рассказала, что этнопсихология — это междисциплинарная научная область, в рамках которой изучаются ценностные, психологические особенности различных этнокультурных общностей. Эту область еще называют психологической антропологией, кросскультурной психологией. Могут быть и другие термины в зависимости от конкретного направления и предмета изучения. Среди направлений выделяется психология межэтнических отношений, которое сейчас становится особенно актуальным и востребованным. Так, кафедра этнопсихологии участвует в проекте Минпросвещения РФ, посвященном социальной (и в том числе языковой) адаптации несовершеннолетних иностранных граждан.

Кафедра Ольги Сергеевны ведет активную просветительскую и образовательную деятельность, направленную в том числе на повышение компетенций педагогов и психологов, работающих в поликультурном и многоязычном контексте. Например, можно послушать лекцию, посвященную языковому многообразию и ценности многоязычия и владения родным языком для личности, доступную на платформе YouTube.

Ольга Сергеевна отметила, что по ее исследовательскому опыту владение языком играет огромную роль в идентичности и самоидентичности человека. При этом в ситуации языкового сдвига, когда баланс многоязычной ситуации нарушен в сторону какого-либо доминирующего языка, необходима внутренняя мотивация представителей сообщества для сохранения своего языка, «свой» язык должен осознаваться как ценность, поскольку его сохранение уже требует дополнительных усилий. В то же время исследования на больших выборках показывают, люди с устойчивой этнокультурной идентичностью используют ее как важный психологический ресурс. Владение языком может быть фактором, обеспечивающим устойчивость.