Перейти к основному содержанию
База практик ревитализации Состояние языков России Задокументированность языков России

Совместный проект с АНО «Центр "Арктические инициативы"» по методу «Мастер-Ученик»

Автономная некоммерческая организация «Центр "Арктические инициативы"» в рамках задачи по сохранению родных языков коренных малочисленных народов Севера и научные сотрудники Института языкознания Российской академии наук провели совместный проект по популяризации метода «Мастер-Ученик». В проекте приняли участие носители вепсского, эвенкийского, хантыйского и эвенского языков и желающие изучить эти языки.

Метод «Мастер-Ученик» является одним из наиболее эффективных методов передачи языка от носителя языка (Мастера) желающему изучить целевой язык (Ученику). Учебные встречи Мастера и Ученика проходят в повседневной обстановке (часто дома у Мастера, но не обязательно) и представляют собой некую совместную деятельность, сопровождаемую объяснениями и общением на целевом языке. Совместная деятельность может быть абсолютно любой: традиционной (например, изготовление традиционных изделий, приготовление национальной пищи), бытовой (ремонт, уборка и прочее) и тому подобное. Главное условие работы по методу — все действия Мастер сопровождает комментариями на целевом языке. Еще более важное условие — высокая мотивация Мастера к передаче и, в особенности, Ученика к освоению целевого языка.

Помимо поддержки и курирования учебных пар, в цели проекта входили популяризация метода «Мастер-Ученик» среди языковых сообществ России, стимулирование передачи языка внутри языкового сообщества, научное и методическое описание российского опыта применения метода.

Проект длился 3 месяца. Учебные встречи происходили не реже, чем 2 раза в неделю по согласованному Мастером и Учеником расписанию. Каждая встреча длилась не менее часа (или дольше по желанию и усмотрению учебной пары). Для научного и методического сопровождения за каждой учебной парой был закреплен куратор из числа научных сотрудников ИЯз РАН.

Перед началом основной работы участники проекта подписали соглашение, включающее информированное согласие на сбор и распространение персональных данных всеми участниками проекта (в соответствии с Федеральным законом РФ от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»). Кроме того, был проведен установочный онлайн-семинар по методу «Мастер-Ученик», на котором все участники проекта получили подробную информацию о принципах работы по этому методу и методические рекомендации.

Первые встречи учебных пар состоялись в присутствии куратора (иногда дистанционно) в формате чаепития. На этих встречах оговаривались конкретные условия занятий в парах и определялся уровень владения целевым языком Ученика.

Далее Мастер совместно с куратором разработали тематический план на первые 3 учебные встречи. В ходе проекта такое тематическое планирование проводилось регулярно на 3 встречи вперед. Всего в течение 3 месяцев у каждой пары состоялось около 24 встреч, после каждой из которых Мастер и Ученик заполняли в удобной им форме (аудио, видео или письменно) дневник по вопросам, предоставленным куратором. Ближе к завершению проекта одно из занятий было снято на камеру (по предварительной договоренности с учебной парой), а также были проведены видеоинтервью с Мастером, Учеником и куратором пары для создания популяризаторских видеороликов ЦАИ. По окончании проекта было проведено финальное тестирование Ученика на знание целевого языка и сделаны выводы об эффективности метода в каждой учебной паре.
Результатами совместной работы стали

1. Освоение Учеником целевого языка (в некоторой степени).

2. Получение практического опыта работы Мастером и Учеником по данному методу. Полученный опыт может быть использован в дальнейшей работе языкового сообщества по увеличению числа новых носителей.

3. Накопление массива данных для научного и методического осмысления применения метода при работе с языками России.

4. Серия популяризаторских видеороликов, выложенных в открытый доступ на портале «Дети Арктики».