Skip to main content
Database on Revitalization Practices Vitality of the Languages of Russia Documentation of the Languages of Russia
Dear guests, our platform and this section in particular are under development. We are trying our best to get the site up and running as soon as possible. Looking forward to seeing you again!

Рабочая встреча с этнопсихологом

16 марта у нас состоялась очередная очень интересная рабочая встреча. На этот раз о своей сфере деятельности рассказывала Ольга Сергеевна Павлова, заведующая кафедрой этнопсихологии и проблем поликультурного образования факультета «Социальная психология» МГППУ. Подробнее о нашей гостье можно почитать на ее личном портале.

Ольга Сергеевна рассказала, что этнопсихология — это междисциплинарная научная область, в рамках которой изучаются ценностные, психологические особенности различных этнокультурных общностей. Эту область еще называют психологической антропологией, кросскультурной психологией. Могут быть и другие термины в зависимости от конкретного направления и предмета изучения. Среди направлений выделяется психология межэтнических отношений, которое сейчас становится особенно актуальным и востребованным. Так, кафедра этнопсихологии участвует в проекте Минпросвещения РФ, посвященном социальной (и в том числе языковой) адаптации несовершеннолетних иностранных граждан.

Кафедра Ольги Сергеевны ведет активную просветительскую и образовательную деятельность, направленную в том числе на повышение компетенций педагогов и психологов, работающих в поликультурном и многоязычном контексте. Например, можно послушать лекцию, посвященную языковому многообразию и ценности многоязычия и владения родным языком для личности, доступную на платформе YouTube.

Ольга Сергеевна отметила, что по ее исследовательскому опыту владение языком играет огромную роль в идентичности и самоидентичности человека. При этом в ситуации языкового сдвига, когда баланс многоязычной ситуации нарушен в сторону какого-либо доминирующего языка, необходима внутренняя мотивация представителей сообщества для сохранения своего языка, «свой» язык должен осознаваться как ценность, поскольку его сохранение уже требует дополнительных усилий. В то же время исследования на больших выборках показывают, люди с устойчивой этнокультурной идентичностью используют ее как важный психологический ресурс. Владение языком может быть фактором, обеспечивающим устойчивость.