Skip to main content
Database on Revitalization Practices Vitality of the Languages of Russia Documentation of the Languages of Russia
Dear guests, our platform and this section in particular are under development. We are trying our best to get the site up and running as soon as possible. Looking forward to seeing you again!

Конференция за конференцией

 В преддверии мая Научный центр принял участие в целой череде общественных и научных мероприятий, проводимых по всей стране.

Наш конференционный марафон открылся II Региональной конференцией «Языки Ямала», которая проходила 21–22 апреля в Салехарде. Организатором мероприятия выступил Региональный институт развития образования Ямало‑Ненецкого автономного округа. Конференция была ориентирована на обмен педагогическим опытом и включала не только доклады в лекционном формате, но и мастер-классы с демонстрацией передовых педагогических техник. Сотрудница нашего центра О. М. Павлова представила такие техники в докладе «О некоторых методах сохранения и развития языков».

Сразу вслед за тем, на выходных 22–23 апреля состоялся I этап Весенней школы «Как поддержать язык на локальном уровне: анализ состояния и выбор действий», организованной нашим Научным центром. В ходе Школы сотрудники центра выступили в роли преподавателей и рассказали, как можно проанализировать состояние языка в отдельно взятой локации, а затем, на основе этого анализа, — составить план по развитию и поддержке своего языка. Приглашенные исследователи и языковые активисты поделились личным опытом работы «на микроуровне», вспомнив как о своих достижениях, так и о недочетах и трудностях, встретившихся на этом пути. В завершение I этапа всем желающим было предложено применить полученные знания на практике и закрепить их в форме «домашних заданий», выданных на неделю. 29 апреля, на II этапе Школы, участники представили результаты работы, которую им удалось сделать за неделю, а также ввели аудиторию в более широкий контекст своей исследовательской деятельности, которая касается как языков России, так и других стран. Подготовка к завершающему III этапу школы предполагает углубленную работу по изученной методике в течение всего лета.

На той же неделе, 27 апреля, на базе Обско-угорского института прикладных исследований и разработок в Ханты-Мансийске прошла Межрегиональная научно‑практическая конференция «Этнокультурное пространство Югры: опыт реализации проектов и перспективы развития». Конференция входила в двухдневную программу обширного комплекса мероприятий, направленных на развитие этнокультурного потенциала региона и объединенных под общим названием: «Роль этнокультурного образования в современном культурно‑информационном пространстве и образовательная политика Ханты-Мансийского автономного округа – Югры». Конференция была посвящена вопросам преподавания языка и культуры коренных малочисленных народов Севера, объединяя в качестве спикеров учителей, педагогов дополнительного образования, специалистов гуманитарного профиля, научных сотрудников, руководителей и методистов в системе образования. В рамках экспертной сессии «Метапредметность как одна из основ реализации этнокультурного образования» с докладом «Любительский мультфильм по сказке: как сделать и как применить на уроках родного языка» выступил сотрудник Научного центра В. С. Харитонов.

Параллельно в Москве проходил Круглый стол на схожую тему: «Практики работы с молодежью коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: ключевые аспекты и вызовы». Цель мероприятия была заявлена как «создание коммуникационной площадки для взаимодействия молодежи коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также вовлечения ее неформальных лидеров в общественно‑политическую и культурную деятельность». Работу Круглого стола координировали Комиссия Общественной палаты РФ по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию, Федеральное агентство по делам молодежи и Молодежная ассамблея народов России «Мы — россияне». В центре обсуждения Круглого стола находились современные векторы развития этножурналистики в сочетании с языковым активизмом. Сотрудники нашего Научного центра поучаствовали в дискуссии с докладами о том, как применяются на практике методы ревитализации языков: «О методике изучения миноритарных языков Мастер-Ученик» (О. М. Павлова) и «Как выучить коренной малочисленный язык: краткая инструкция для молодежи» (В. С. Харитонов). По итогам заседания планируется сформировать перечень лучших практик работы с молодежью и дорожную карту развития молодежного движения на северных территориях страны.

Запись заседания Круглого стола доступна по ссылке.

Тем временем в Грозном стартовала Международная научная конференция «Дешериевские чтения – 2023» (27–29 апреля, Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова), посвященная 105-летию социолингвиста и кавказоведа, профессора Юнуса Дешериевича Дешериева. В рамках конференции был организован Международный круглый стол «Социолингвистические проблемы России: прошлое и настоящее», на котором были представлены доклады сотрудников нашего центра: «Современные региональные программы сохранения и развития языков России: к оценке эффективности языковых политик в регионах» (К. Ю. Замятин и Т. И. Давидюк) и «Различия федерального и регионального языкового законодательства» (В. В. Иванов).

И заключительным событием в этом списке стала 5-я научная конференция серии «Малые языки в большой лингвистике», проводившаяся 28–29 апреля в Москве на кафедре теоретической и прикладной лингвистики МГУ им. М. В. Ломоносова (направление «Модели анализа языков и культур коренных народов России» в составе Междисциплинарной научно‑образовательной школы МГУ «Сохранение мирового культурно‑исторического наследия»). Конференции этой серии ставят целью представить современные направления полевых исследований малых и недостаточно описанных языков, а также достижения и наработки в этой области. Научный центр принял активное участие в работе конференции, представив ряд докладов, в том числе в соавторстве с коллегами‑лингвистами из других подразделений Института языкознания РАН: «Плюсы и минусы удаленной документации: сравнение опыта работы с языками Дагестана, Сибири и Дальнего Востока» (Н. Б. Аралова, Е. М. Будянская, М.-Э. А. Винклер, Т. И. Давидюк, А. П. Евстигнеева, Ю. Б. Коряков, Д. Д. Мордашова, В. С. Харитонов), «Малые языки Южного Дагестана: опыт полевого исследования» (Т. И. Давидюк, Ю. Б. Коряков), «Числовое согласование с количественными конструкциями в татышлинском говоре удмуртского языка» (М.-Э. А. Винклер).