В преддверии мая Научный центр принял участие в целой череде общественных и научных мероприятий, проводимых по всей стране.
Наш конференционный марафон открылся II Региональной конференцией «Языки Ямала», которая проходила 21–22 апреля в Салехарде. Организатором мероприятия выступил Региональный институт развития образования Ямало‑Ненецкого автономного округа. Конференция была ориентирована на обмен педагогическим опытом и включала не только доклады в лекционном формате, но и мастер-классы с демонстрацией передовых педагогических техник. Сотрудница нашего центра О. М. Павлова представила такие техники в докладе «О некоторых методах сохранения и развития языков».
Сразу вслед за тем, на выходных 22–23 апреля состоялся I этап Весенней школы «Как поддержать язык на локальном уровне: анализ состояния и выбор действий», организованной нашим Научным центром. В ходе Школы сотрудники центра выступили в роли преподавателей и рассказали, как можно проанализировать состояние языка в отдельно взятой локации, а затем, на основе этого анализа, — составить план по развитию и поддержке своего языка. Приглашенные исследователи и языковые активисты поделились личным опытом работы «на микроуровне», вспомнив как о своих достижениях, так и о недочетах и трудностях, встретившихся на этом пути. В завершение I этапа всем желающим было предложено применить полученные знания на практике и закрепить их в форме «домашних заданий», выданных на неделю. 29 апреля, на II этапе Школы, участники представили результаты работы, которую им удалось сделать за неделю, а также ввели аудиторию в более широкий контекст своей исследовательской деятельности, которая касается как языков России, так и других стран. Подготовка к завершающему III этапу школы предполагает углубленную работу по изученной методике в течение всего лета.
На той же неделе, 27 апреля, на базе Обско-угорского института прикладных исследований и разработок в Ханты-Мансийске прошла Межрегиональная научно‑практическая конференция «Этнокультурное пространство Югры: опыт реализации проектов и перспективы развития». Конференция входила в двухдневную программу обширного комплекса мероприятий, направленных на развитие этнокультурного потенциала региона и объединенных под общим названием: «Роль этнокультурного образования в современном культурно‑информационном пространстве и образовательная политика Ханты-Мансийского автономного округа – Югры». Конференция была посвящена вопросам преподавания языка и культуры коренных малочисленных народов Севера, объединяя в качестве спикеров учителей, педагогов дополнительного образования, специалистов гуманитарного профиля, научных сотрудников, руководителей и методистов в системе образования. В рамках экспертной сессии «Метапредметность как одна из основ реализации этнокультурного образования» с докладом «Любительский мультфильм по сказке: как сделать и как применить на уроках родного языка» выступил сотрудник Научного центра В. С. Харитонов.
Параллельно в Москве проходил Круглый стол на схожую тему: «Практики работы с молодежью коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: ключевые аспекты и вызовы». Цель мероприятия была заявлена как «создание коммуникационной площадки для взаимодействия молодежи коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также вовлечения ее неформальных лидеров в общественно‑политическую и культурную деятельность». Работу Круглого стола координировали Комиссия Общественной палаты РФ по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию, Федеральное агентство по делам молодежи и Молодежная ассамблея народов России «Мы — россияне». В центре обсуждения Круглого стола находились современные векторы развития этножурналистики в сочетании с языковым активизмом. Сотрудники нашего Научного центра поучаствовали в дискуссии с докладами о том, как применяются на практике методы ревитализации языков: «О методике изучения миноритарных языков “Мастер-Ученик”» (О. М. Павлова) и «Как выучить коренной малочисленный язык: краткая инструкция для молодежи» (В. С. Харитонов). По итогам заседания планируется сформировать перечень лучших практик работы с молодежью и дорожную карту развития молодежного движения на северных территориях страны.
Запись заседания Круглого стола доступна по ссылке.
Тем временем в Грозном стартовала Международная научная конференция «Дешериевские чтения – 2023» (27–29 апреля, Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова), посвященная 105-летию социолингвиста и кавказоведа, профессора Юнуса Дешериевича Дешериева. В рамках конференции был организован Международный круглый стол «Социолингвистические проблемы России: прошлое и настоящее», на котором были представлены доклады сотрудников нашего центра: «Современные региональные программы сохранения и развития языков России: к оценке эффективности языковых политик в регионах» (К. Ю. Замятин и Т. И. Давидюк) и «Различия федерального и регионального языкового законодательства» (В. В. Иванов).
И заключительным событием в этом списке стала 5-я научная конференция серии «Малые языки в большой лингвистике», проводившаяся 28–29 апреля в Москве на кафедре теоретической и прикладной лингвистики МГУ им. М. В. Ломоносова (направление «Модели анализа языков и культур коренных народов России» в составе Междисциплинарной научно‑образовательной школы МГУ «Сохранение мирового культурно‑исторического наследия»). Конференции этой серии ставят целью представить современные направления полевых исследований малых и недостаточно описанных языков, а также достижения и наработки в этой области. Научный центр принял активное участие в работе конференции, представив ряд докладов, в том числе в соавторстве с коллегами‑лингвистами из других подразделений Института языкознания РАН: «Плюсы и минусы удаленной документации: сравнение опыта работы с языками Дагестана, Сибири и Дальнего Востока» (Н. Б. Аралова, Е. М. Будянская, М.-Э. А. Винклер, Т. И. Давидюк, А. П. Евстигнеева, Ю. Б. Коряков, Д. Д. Мордашова, В. С. Харитонов), «Малые языки Южного Дагестана: опыт полевого исследования» (Т. И. Давидюк, Ю. Б. Коряков), «Числовое согласование с количественными конструкциями в татышлинском говоре удмуртского языка» (М.-Э. А. Винклер).