Перейти к основному содержанию
База практик ревитализации Состояние языков России Задокументированность языков России

Весенняя школа «Как реализовать свои языковые права» (апрель 2025 года, онлайн)

Цель школы — обсудить с языковыми активистами, юристами, лингвистами и всеми заинтересованными теорию языкового права, разобрать случаи применения ее на практике в самых разных языковых сообществах и предложить работающие инструменты. В фокусе внимания школы — языки России.

Первый день (5 апреля) был посвящен общим теоретическим вопросам языковой политики и реализации их на практике в сообществах коренных малочисленных народов. Мы обсуждали задачи развития языков, не имеющих статус государственных, через инициативы, опирающиеся на возможности законодательства.

Второй день (6 апреля) был посвящен государственным языкам республик. Мы обсудили примеры того, как активисты могут расширить использование государственных языков в рамках правовых возможностей в самых разных сферах жизни, а также узнали, какие сложности могут возникнуть на этом пути и как их преодолеть.

Формат школы

Школа прошла в онлайн-формате на платформе Zoom.

Преподаватели

Сотрудники Научного центра

Приглашенные преподаватели

  • Вячеслав Шадрин, член и председатель Совета старейшин юкагирского народа, научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН (Республика Саха (Якутия))
  • Цымжит Цыдендоржиева, старший преподаватель ГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края». (Забайкальский край, Агинский Бурятский округ)
  • Екатерина Светличная, генеральный директор Библиотеки им. Н. А. Некрасова (г. Москва)
  • Чойган Ондар, лингвист, к. ф. н., научный сотрудник сектора языкознания Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва (Республика Тыва)
  • Влада Баранова, социолингвистка
  • Тамерлан Цгъойты, юрист, к. ю. н., доцент, языковой активист, член совета ОО «Ирон Федерация» (Республика Северная Осетия — Алания)
  • Рөстәм Баттал, языковой активист, занимается локализацией программ и сайтов на татарский и башкирский языки, организатор разговорного клуба родного языка «KÜPER» (Республика Башкортостан)
  • Аруна Амургушева, языковая активистка, юрист, выпускница Юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова и МПИ МГЮА им. О. Е. Кутафина (Республика Алтай; г. Москва)

Материалы занятий 5 апреля

Языки со слабым статусом: возможности для развития (Василий Харитонов)

Подробнее

Некоторые языки имеют расплывчатый статус, например, «язык коренного малочисленного народа Севера, Сибири и Дальнего Востока». Какие возможности открываются для развития таких языков? Василий Харитонов делится своими наблюдениями и опытом работы в Хабаровском крае, причём многое из этого может быть применено везде.

Юкагирский язык: юридический статус, проблемы и перспективы функционирования (Вячеслав Шадрин)

Подробнее

На занятии рассматриваются история становления и развития юридического статуса юкагирского языка, показаны проблемы функционирования и обеспечения витальности, представлены некоторые общественные инициативы по сохранению языка, кратко проанализированы их результаты и перспективы развития языка.

Создание моносреды на бурятском языке в дошкольных образовательных организациях: проблемы и перспективы (Цымжит Цыдендоржиева)

Подробнее

Занятие посвящено проблемам и перспективам создания в детских садах Агинского Бурятского округа (Забайкальский край) моносреды на бурятском языке.

Материалы занятий 6 апреля

Родной язык моего ребенка — тувинский: о языках обучения и воспитания в детских садах Республики Тыва (Чойган Ондар)

Подробнее

На занятии рассматривается личный опыт докладчика в борьбе за право называть тувинский язык родным языком своего ребенка при поступлении в детский сад. В 2023 году он столкнулся с серьезной проблемой: при оформлении документов в детский сад ему предложили указать русский язык в качестве родного. Докладчик рассказывает о позитивных переменах в дошкольном образовании, последовавших после общественного резонанса вокруг этой проблемы.

Вложение Размер
Родной язык моего ребенка — тувинский (pdf) (1.44 МБ) 1.44 МБ

Языковые права в образовании (Влада Баранова)

Подробнее

Занятие посвящено реализации языковых прав в среднем образовании. Рассматриваются изменения после 2018 года, прежде всего, сокращение числа школ с обучением на родном языке (при сохранении родного языка как дисциплины или факультатива). Обсуждается более общий вопрос, насколько школа эффективна в сохранении миноритарных языков?

Вложение Размер
Языковые права в образовании (pdf) (1.57 МБ) 1.57 МБ

Как организовать дублирование мультфильмов на родной язык? (Тамерлан Цгъойты)

Подробнее

На занятии рассматриваются отдельные правовые и организационные вопросы дублирования анимационных фильмов на осетинский язык из опыта ОО «Ирон Федерация».

Как эффективно реализовать свои языковые права в сфере обращений граждан? (Рөстәм Баттал)

Подробнее

На занятии речь идет об использовании своего языка в публичной сфере. Рассматриваются реальные практики обращения за административными, социальными и иными услугами на своём языке, а также возможности и лайфхаки применения своего языка в сфере правосудия.

Вложение Размер
Языковые права в сфере обращений граждан (pdf) (459.06 КБ) 459.06 КБ

Как реагировать на языковую дискриминацию? (Аруна Амургушева)

Подробнее

На занятии рассказывается о случае языковой дискриминации в г. Горно-Алтайск (Республика Алтай) и о правовых инструментах, которые можно использовать для защиты своих прав в подобных ситуациях.

Как повысить видимость своего языка в языковом ландшафте? (Вячеслав Иванов)

Подробнее

На занятии рассматривается, каким образом можно увеличить представленность своего языка на вывесках, табличках и указателях в вашем населенном пункте.

Вложение Размер
06-04-2025-ivanov-yazykovoj-landshaft.pdf (5.32 МБ) 5.32 МБ

Оргкомитет

Контакты

По всем вопросам обращайтесь к организаторам по адресу: mnogo.yaz@iling-ran.ru.

А еще можно подписаться на наш Telegram-канал.